Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

02.07.2007 | Общество / Телевидение

Что же теперь их профессия?

Многие журналисты хоть и не носят погон с васильковыми просветами, чувствуют себя секретными агентами на службе Кремля.

Газета «Коммерсант» поведала историю, которая чрезвычайно емко характеризует и ситуацию, сложившуюся в стране, и сущность нынешней власти.

Оказывается, несколько дней назад втайне, без всякой огласки, Кремль наградил орденами и медалями несколько десятков работников телевидения.

После чего награжденные вместе с начальниками были приняты главой государства, который имел с ними продолжительную беседу. То есть лучшие профессионалы отечественного ТВ (ну не худших же награждают) несколько часов слушали, что думает глава государства. И даже фотографировались с Путиным и его любимой лабрадоршей. После чего никаких упоминаний ни о награждении, ни о том, что говорил президент, ни на одном из каналов не появились вовсе. Фотографий с Путиным и Кони тоже не появилось.

Надо сказать, что у представителей каждой из профессий свое отношение к государственным наградам. Военные с гордостью их носят. Ордена — это наглядные свидетельства их мужества, проявленного на поле брани. Разведчики хранят награды в служебных сейфах. Отнюдь не из природной скромности – такова техника безопасности их профессии. Ордена в разведке дают за успешную вербовку ценного агента. Не дай Бог, кто-то чужой увидит этот иконостас, а потом соотнесет его с послужным списком человека, работавшего, например, под дипломатическим прикрытием. Контрразведка тут же начнет выяснять, с кем встречался скромный советник посольства, где любил гулять и обедать. И так, глядишь, и выдут на завербованного агента.

Журналистика, как известно, профессия публичная, секретности не предполагающая вовсе.

Согласно одной концепции, принятой в странах с демократической традицией, – это четвертая власть, призванная денно и нощно охранять интересы общества от попыток первых трех властей на них покуситься. Здесь вопрос о наградах выглядит несколько неуместным – куда как странно будет смотреться человек, получающий награду от того, кого он по определению обязан критиковать. Если журналист и получает государственную награду, то только самый выдающийся и по случаю выхода на пенсию.

Есть другая концепция, которую в вашего покорного слугу вдалбливали преподаватели кафедры партийно-советской печати лет эдак 35 назад. Согласно ей журналистика – это приводной ремень между властью и народом, ее задача — доводить идеи и желания начальников до подведомственного населения. В таком случае журналист – это государственный служащий, чей труд, если он успешен, может и должен отмечаться орденами и медалями. Которые следует с гордостью демонстрировать.

В случае же с отечественными телевизионщиками мы имеем нечто уникальное.

Это, конечно, никакие не «сторожевые псы свободы», это, безусловно, люди, вступившие в особые доверительные отношения с властью. Они счастливы оттого, что президент обращается исключительно к ним. Они не чувствуют за собой никакой обязанности сообщить согражданам, что именно говорил глава государства. Но, превратившись по сути в чиновников, они при этом стесняются носить заслуженные (уж в чем-чем, а в этом сомневаться не приходится) знаки отличия. Таким образом, по модели их поведение ближе всего к поведению агентов, работающих под прикрытием.

В советские времена едва ли не половина журналистов-международников, аккредитованных в иностранных государствах, были сотрудниками КГБ или ГРУ. 

Сейчас многие журналисты хоть и не носят погон с васильковыми просветами, чувствуют себя секретными агентами на службе Кремля.

Так и вижу, как какой-нибудь теленачальник достает в конце рабочего дня коробку с наградами и перебирает их. Вот этот орден – за ЮКОС. Эта медаль – за дискредитацию «Маршей несогласных».

Единственный вопрос. С агентом всегда ясно: он таится от того, против кого работает. В данном случае факт награждения скрывали от нас с вами. Интересно, против кого в таком случае работает российское телевидение?



Источник: "Ежедневный журнал", 29.06.07,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»