Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

01.09.2005 | Письма с 53-го этажа

Письмо второе

О парламенте, магазинах и беременных женщинах, а также испорченном костюме министра

Гонконг переживает нашествие китайских рожениц. Беременные китаянки тысячами пересекают границу для того, чтобы родить в одной из государственных гонконгских больниц, после чего быстро собираются, хватают ребенка в охапку и уезжают обратно в КНР, не оплатив медицинские расходы. Гонконгские законодатели в замешательстве, поступают даже предложения разворачивать сильно беременных прямо на китайско-гонконгской границе.

Между тем, для того чтобы не обмануть гонконгскую медицину, нужно действительно быть очень честным человеком.

Во-первых, в больницы принимают всех, вне зависимости от материального положения, а во-вторых, оплата производится уже после выписки без какого-то контроля со стороны медицинского персонала. Неудивительно, что примерно две трети китаянок покидают больницу, минуя кассу. 

Сами гонконгцы - люди в высшей степени законопослушные. «Азиатский брильянт в европейской оправе» сочетает в себе восточный хаос с западным порядком, абсолютно сумасшедшие водители ездят строго по правилам, бестолковые пешеходы терпеливо ждут зеленого сигнала светофора на пустом шоссе.

В Гонконге каждый имеет право на внутренний беспорядок и даже легкое сумасшествие, но все внешние проявления максимально стерильны, здесь не увидишь вспышек массовой агрессии, характерных для Китая, Индонезии или Филиппин.

Даже демонстрации здесь проходят на удивление спокойно. Разве что недавно местному министру труда пенсионеры порвали костюм, но, в общем, вполне по делу: министр предлагал резко сократить расходы на социальную сферу. Кстати, этот эпизод также доказывает, что люди здесь вполне вменяемы. Министр, во всяком случае, внял доводам и свое предложение снял.

Есть во всем этом какая-то провинциальность, крайне милая моему сердцу. Когда государственная политика зависит от состояния министерского костюма, это, наверное, скорее хорошо, чем плохо. В Гонконге любой может попасть на заседание парламента, для этого даже не нужно предъявлять  документы (то есть, по правилам, наверное, нужно, но меня пару раз пускали и так). Пишешь просто какую-нибудь чушь в регистрационной книге (я написал «Робинзон Крузо») - и тебе выдают красивый бэйджик с правом доступа в парламент на один день. Бэйджик нужно сдать на выходе, но за этим опять же никто не следит - просто стоит огромная деревянная тумба с крайне неудобной щелью. В общем, я свой не стал отдавать: подумал, вдруг правила ужесточат, а мне очень нужно будет к какому-нибудь парламентарию по личному вопросу. Воду отключат, например, или еще что.

И напоследок о магазинах. В Гонконге интересно то, что поход в магазин превращается в сложнейшую математическую задачу, причем решать ее приходиться практически без подготовки.

Начнем с того, что здесь цена бывает за килограмм, за фунт, за цзинь (полкило), за лян (примерно сто граммов), за штуку, за упаковку еще много за что. При этом ценники меняются почти каждый день, то есть если ты вчера покупал апельсины поштучно, то сегодня тебе предложат цену за фунт, а завтра будет уже красоваться ценник за килограмм. Для того чтобы максимально усложнить ситуацию, магазин постоянно проводит специальные программы скидок, то есть, например, пять апельсинов вместе тебе обойдутся дешевле, чем те же пять, но купленные по одному. Скидки также редко держатся дольше нескольких дней - этого срока, по мнению местных маркетологов, по-видимому, достаточно для того, чтобы выработать у покупателя стойкую зависимость от того или иного продукта. Поскольку мы пока стараемся жить экономно, наш ежедневный рацион во многом зависит от маркетинговой политики магазина, а походы в магазин превращаются в довольно забавную ролевую игру.

В общем, наши супермаркеты еще сущие дети по части впаривания чего-то ненужного доверчивым покупателям – я бы отправлял сюда московских менеджеров на регулярные тренинги. 

Автор - корреспондент РИА "Новости" в Гонконге











Рекомендованные материалы



Письмо тринадцатое

Вообще-то, между Гонконгом и Россией до начала этой недели не было практически ничего общего, с какой стороны ни посмотри. Но вот в Гонконге объявили о создании собственной Общественной палаты, что конечно же сразу напомнило о российских реалиях.


Письмо двенадцатое

Вот и в Гонконге закипают страсти на почве межнациональных отношений. Пока ничего не жгут и даже не обещают, но кто знает, к чему может привести французский пример, растиражированный по местному телевидению. Тем более что речь идет о женщинах...