Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

19.04.2007 | Общество

Не повторить ошибку 90-х

В России утвердилась силовая модель государства

В России утвердилась силовая модель государства. Диагноз поставлен: Андрей Илларионов со свойственной ему основательностью сделал довольно подробный анализ, представленный целым рядом материалов, таблиц и графиков на сайте возглавляемого им Института экономического анализа. Колонка в «ЕЖ» – выводы из некоторых исследований. Выводы, которые власти более чем наглядно проиллюстрировали в минувшую субботу в Москве и в воскресенье в Санкт-Петербурге. Немотивированное и ничем не спровоцированное насилие только с одной стороны – со стороны государства по отношению к собственным гражданам. Насилие, направленное не на поддержание закона и порядка, а, напротив, на то, чтобы помешать людям воспользоваться гарантированными Конституцией и законодательством Российской Федерации правами и свободами.

В том, что режим этот рухнет, не приходится сомневаться. Руководители Корпорации сотрудников спецслужб лишатся власти и, может быть, предстанут перед судом.

Но сегодняшние руководители, включая президента, – это «кроты» и «наседки», опера и стукачи, начинавшие карьеру еще в советские времена, благополучно пережившие 90-е и сгодившиеся при нынешнем режиме. Сгодились и те, кто в конце 80-х – начале 90-х самозабвенно размахивал «демократизаторами», «исполняя приказы».

Исполняли приказ и омоновцы, избивавшие людей в минувшие выходные, нарушая при этом закон и совершая уголовно наказуемые преступления (я сам был очевидцем ряда случаев и готов свидетельствовать о них в любом суде). Именно на этих исполнителях и держится Корпорация, именно за счет них она способна, даже будучи обезглавленной, восстанавливаться и через некоторое время снова бороться за власть.

Они, прячась за приказ и обезличивающую униформу, прошедшие специальную подготовку и экипированные «средствами подавления», ощущают сегодня свою полную безнаказанность, поскольку именно на них держится нынешний уродливый вариант государственной машины.

И хотя вопрос о том, является ли исполнение преступных приказов преступлением, цивилизованное человечество решило для себя более полувека назад — во время Нюрнбергского процесса – в России почему-то многие не считают эту истину очевидной.

Все это наводит на невеселые мысли. Даже если нынешняя власть вынуждена будет уйти, и это не будет простой сменой декораций, то нет никакой гарантии, что Корпорация через некоторое время не вернется, выдвинув на первый план неизвестные и не скомпрометированные пока в глазах широкой общественности фигуры. Поэтому стране рано или поздно придется сделать то, что не было сделано после краха СССР – пройти через люстрацию, очистить органы государственной власти от бывших и действующих «сотрудников», тайных и явных.

Это вовсе не призыв к «охоте на ведьм», не желание отомстить и наказать: тех, кто не совершил никакого преступления и наказывать не за что. Это действие, необходимое для того, чтобы защитить страну от монополизации власти хорошо организованной, сплоченной и дисциплинированной силой, имеющей свои цели и интересы.

Кроме того, в стране должен существовать постоянно действующий запрет на профессию. Никто не предлагает распустить армию, упразднить спецслужбы и правоохранительные органы. Почет им и уважение. Когда они доблестно выполняют органически присущие им функции, а не начинают бороться с собственным народом. Необходим лишь гражданский общественный контроль над их деятельностью, а люди, которые строят или собираются строить свою карьеру в силовых структурах, должны понимать, что в органы государственного управления или на руководящие посты в госкорпорации путь им заказан.



Источник: "Ежедневный Журнал", 18.04.2007,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»