Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

07.12.2006 | Арт

С формальным визитом

Два десятка русских художников на американской ярмарке

   

"Арт-Базель" - одна из крупнейших международных художественных ярмарок. Начиная с 2001 года проходит не только в Швейцарии, но и в Майами (штат Флорида, США) - где еще найдешь состоятельного клиента, как не на американском курорте? Всякая порядочная ярмарка сегодня включает в себя не только коммерческие стенды галерей, но и независимую выставочную программу. Предполагаемым хитом "Арт-Базель Майами" станет проект "Modus R" - выставка двух десятков современных художников из Москвы и Санкт-Петербурга (и двоих с незалежной Украины), которую курируют сотрудник питерского Русского музея Олеся Туркина и московский искусствовед Евгения Кикодзе.

"Modus R" следует понимать многозначно. Это и "российский способ" ("Modus Russia"), и "способ реконструкции" ("Modus Reconstruction"), и "революционный способ" ("Modus Revolution"). "Российский" - понятно. "Революционный" - тоже: для Запада мы до сих пор остаемся родиной авангарда. "Реконструкция" - оттого что выставка имеет подзаголовок "Русский формализм сегодня", отсылающий к модернистским практикам начала прошлого века.

В кураторских интеллектуально-лингвистических изысках черт ногу сломит. Без каталога с учеными текстами в них не разберешься, что свойственно хорошему "актуальному" проекту.

По крайней мере, наличие здорового формализма обеспечивает участие в выставке отличного дизайнера Сергея Мироненко, взявшегося за дизайн экспозиции. Художники - отличные, хоть в большинстве и молодые. Выбор участников профессионалу легко объясним: известно, с кем работает Кикодзе, с кем - Туркина, кого присоветовали организаторы и спонсоры. Идея расплывчата, как само название. Эффект от всей истории неизвестен, по крайней мере, до вернисажа 4 декабря.

Однако интереснее другое.

Это первая со времен перестройки большая выставка современного российского искусства, окормляемая столь престижной, гламурной и буржуазной институцией, как ярмарка "Art Basel Majami Beach".

Советскими нонконформистами 1950 - 1980-х отлично торгуют на западных аукционах, в том числе на открывшейся только что "Русской антикварной неделе" в Лондоне. Актуальным художникам грех жаловаться на приглашения западных галерей и музеев. Но некоммерческий показ концептуального проекта со значительным числом участников как исключительно эстетический бонус к коммерческой затее, как десерт для богатого коллекционера, как гарантированное удовольствие для любителя современного искусства - это дорогого стоит. Символически, конечно. Причем демонстрируют не Кабакова, не Комара-Меламида, даже не Кулика, а Елену Берг, Филиппа Донцова, Жанну Кадырову, Владимира Логутова и т. д. Не всякий столичный критик среднего поколения знает эти имена, хоть они того заслуживают.

Значит, после некоторого охлаждения интереса к себе российское искусство опять вплывает в центр международного внимания. Запад ищет не звезд, а старлеток, пристально всматривается в бескрайние российские пространства, ожидает всплеска новой волны с Востока.

Неслучайно специальным проектом выставки стал старый проект классика московского концептуализма Андрея Филиппова "Пила" - многометровый объект из стали, распиливающий земную поверхность. Зубцы пилы - очертания зубцов Кремлевской стены. Россия до сих пор остра, опасна, ужасна. Но удивительна и прекрасна. Русский формализм опять в цене, с чем можно себя только поздравить.



Источник: "Культура", №47 (7557) 30.11. - 6.12. 2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.