Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

14.11.2006 | Колонка

Практика религиозной эволюции

Дело не только в профессиональном пиаре или церковном обскурантизме

Иск пятнадцатилетней Маши Шрайбер к Министерству образования в связи с тем, что в школьном курсе биологии слишком много внимания уделяют теории происхождения видов Чарльза Дарвина, можно считать симптомом возвращения России в европейскую культуру. Напомним, что Машу и ее родителя Кирилла, который представляет несовершеннолетнюю дочь в суде, не устраивает то, что изобилие дарвинизма в школьной программе лишает школьников возможности узнать о других подходах к проблеме, а также задевает их религиозные чувства, если таковые имеются. Ведь мировые религии смотрят на происхождение человека совершенно иначе, чем эволюционная теория. Стало быть, школьников надо знакомить и с альтернативными подходами. Семейство Шрайбер было обвинено в стремлении к саморекламе, а поддержавших «благое начинание» представителей РПЦ – в мракобесии. Однако дело не только в профессиональном пиаре или церковном обскурантизме.

Сейчас по всему миру усиливается противостояние сторонников светской модели развития общества – секуляристов – и религиозных консерваторов.

В Европе перевес пока у первых, в США у вторых. Общественные дебаты между сторонниками креационизма (библейского взгляда на творение мира и человека) и дарвиновского эволюционизма по-прежнему ведутся в Америке до хрипоты. И, судя по последним исследованиям, в частности по опросу телеканала NBC, первых чуть ли не в два раза больше, чем вторых (57% против 33%). Но вот с попытками ввести курс креационизма в школе дела обстоят неважно, все они разбиваются о нерушимую скалу американской конституции, запрещающей религиозное обучение в государственных школах. В частных – пожалуйста. Противники Дарвина придумали было хитрый ход и попытались ввести в школах курс «разумного плана» творения, предполагающего участие в нем высшей силы. Курс подавался в качестве научной альтернативы, но в 1987 году Верховный суд США эту уловку разоблачил. Креационисты перестроились на марше – переписали свои книги таким образом, что вероучительная их составляющая отошла на задний план, а на передний вышла научная. Борьба продолжается.

В Европе проблема не носит столь острого характера. Креационизм – своего рода пунктик протестантского фундаментализма, который в США сейчас на подъеме.

В характерном для Европы либеральном протестантизме найдены новые интерпретации эволюционизма, которые позволяют включить его в религиозный контекст.

В целом участие России в этом мировоззренческом споре – позитивный знак. Однако полемический запал семейства Шрайбер в очень незначительной мере отражает настроения российского общества.

Согласно недавнему опросу ВЦИОМа, теории Дарвина придерживаются лишь 24% россиян, столько же верят и в божественное происхождение мира и человека, то есть вкупе они составляют где-то половину населения. А что же вторая половина? Большая ее часть (35%) считает, что разобраться в этом вопросе не под силу ни науке, ни религии. И скепсис этот вызван не глубокими философскими раздумьями, а, напротив, нежеланием размышлять на заданную тему. О безразличии к проблеме свидетельствуют и другие данные опроса. 70% респондентов считают, что Дарвина из школы убирать вовсе ни к чему, то есть их больше, чем дарвинистов и скептиков вместе взятых.

Иногда общество пробуждается от привычной спячки. К примеру, это произошло, когда РПЦ начала активно лоббировать введение курса основ православной культуры в школы и даже сумела добиться своего на региональном уровне. Столкнувшись с необходимостью выбора, люди начали гораздо активней выражать свое мнение. Кто-то склоняется в пользу ОПК, кто-то активно выступает против.

Те, кого прежде совершенно не волновал конституционный принцип отделения Церкви от государства, начали задумываться о том, что его нарушение сулит на деле.

Та же история может случиться и со спорами вокруг теории эволюции. При этом надо понимать, что в обществе, где отсутствуют навыки публичных дебатов, а суд по-прежнему остается шемякиным, религиозная дискуссия всегда будет болезненной. Истицу Шрайбер уже обозвали на телевизионном ток-шоу «толстой и глупой девочкой». А вмешательство в дело церковных властей, которые гордятся особой близостью к властям светским, грозит превратить судебное состязание в гандикап. 



Источник: ГАЗЕТА.RU, 30.10.06,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»