Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

28.06.2006 | Арт

Пустота Джеймса Брауна

Гастроли западной звезды в "Айдан галерее"

В художнике Джеймсе Брауне уживаются анахоретство с трудоголизмом, прошлое уличного художника с внешней респектабельностью и жаждой к перемене экспозиционных мест. Он выставляется по всему миру каждые два месяца. День летнего солнцестояния Браун отметил выставкой в Москве.

Все-таки для иностранца этикет превыше всего, несмотря ни на жару, ни на холод. Публику, явившуюся в “Айдан галерею” на открытие выставки Джеймса Брауна “Летнее солнцестояние” практически в трусах и майках, встречал настоящий английский джентльмен в двубортном фрачном костюме, белой рубашке и галстуке в стиле Викторианской эпохи.

Причем Браун — не чопорный англичанин, а американец с лихим прошлым граффитиста. Впрочем, уличные нью-йоркские художники конца 1970-х вроде уже покойного Жан-Мишеля Баскиа стали лидерами арт-рынка, а тот же Браун теперь выставляется вместе с такими классиками, как Франческо Клементе и Алекс Кац.

Каца, кстати, два года назад специально вывозила в Москву наша Stella Art Gallery, теперь настал черед Джеймса Брауна. Но этот напросился сам — прочитал в Gerald Tribune статью о художнице Айдан, восхитился, потом на ярмарке в Париже познакомился с галеристкой Айдан Салаховой, восхитился еще больше — и предложил свой проект. Но, кажется, эстетические достоинства искусства Айдан или дилерские успехи г-жи Салаховой ни при чем:

Джеймс Браун практически коллекционирует галереи по всему миру. Список его персональных выставок с 1978 года по настоящий день похож на географический атлас и календарь-ежемесячник: ежегодно с января по декабрь он открывает по 10-12 экспозиций в Европе, Америке, Японии, Мексике.

Вот и сейчас его новые работы, выставленные в “Айдан галерее”, уже показывались сначала в Сеуле, а затем в Стокгольме.

Тут остается только удивляться — а когда успевает работать этот вечный гастролер-летун? Тем более что вещи Брауна многодельны, трудится он в самых разных техниках (живопись, графика, эстампы, скульптуры-объекты), инспирированы отличным знанием музыки, поэзии, натурфилософии, и сам художник — вроде бы типичный абстракционист — является мыслителем, разговаривающим с космосом. “Потусторонней безграничной пустотой”, как он сам выражается.

Серия небольших картин, представленных на выставке в “Айдан галерее”, так и называется — “Пустота”. А одна большая входит в “астральный” цикл “Планеты”, одноименный сюите 1916 года британского композитора Густава Холста и посвященный американскому архитектору, изобретателю, ученому середины прошлого века Бакминстеру Фуллеру. Это к вопросу об эрудиции автора.

Живопись Брауна, вне зависимости от размера, — это такая игра в бисер планетарного масштаба. На холстах — мириады поставленных кисточкой аккуратных серых, черных или бурых точек, соединенных строгими карандашными линиями, а поверх этого пуантилистского орнамента делаются краской разноцветные жирные нашлепки неправильной формы, грубые, пастозные и очень физиологические.

Что и есть планеты на фоне звездного неба. Их прообразами, еще не переведенными на картинную плоскость, послужили более ранние керамические скульптуры Брауна, которые отвесно крепятся к стене, превращаясь в подобие инсталляции, которой и вдохновлялся художник в своих звездных странствиях-медитациях. Один такой нежно-голубой объект — очень неприличная фаллосообразная форма — демонстрируется на нынешней выставке.

Для того чтобы доказать, что его произведения — не безумное визионерство, а качественный интеллектуальный продукт, Браун сопровождает свои небесные карты геометрическими абстракциями под названием “Исследование цвета”. Мондриановские вертикали-горизонтали с сочетанием прямоугольничков разных оттенков кажутся по-старомодному наивными, но это и делает им честь. Как старый добрый астроном, Браун запирался в обсерватории-мастерской и предавался спектральному анализу в поисках подходящего колора для открытой им звезды. Вероятно, под музыку Холста и с перманентным изучением трудов Фуллера. Джеймс Браун все-таки персонаж из прошлого, и викторианский прикид ему очень идет.



Источник: "Ведомости", № 113 (1640), 23.06.2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.