Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

21.07.2005 | Кино

Голливудское избиение

В американских фильмах последних лет много хороших мужских ролей.

Тем более заметно, что Голливудом тоже правит зависть, и там нередко обходят признанием тех, кто популярен у молодой публики или не похож на других. Лучшие примеры – отношение к Леонардо ди Каприо, Джонни Деппу, Джиму Керри, а теперь и Колину Фарреллу.

Мало кем замечено, что в Голливуде, при всей декларируемой им политкорректности, торжествует оголтелый сексизм. Фильмов, в которых знаменитейшие и красивейшие актрисы – хоть Мерил Стрип, хоть Шарон Стоун, хоть Мишель Пфайффер, хоть (постранневшая, а все же неповторимая) Джулия Робертс - играют действительно главные роли, до смешного мало. Обычно героиня в голливудском кино – даже если номинируется на «Оскар» за лучшую женскую роль – всего лишь подруга главного героя, приключения которого и образуют сюжет. Ну вот Сигурни Уивер сыграла четыре главные роли в «Чужих». Или Сьюзен Сарандон и Джина Дэвис – реально главных героинь в трагической и зло-антимужской «Тельме и Луизе». Но много ли подобных работ? Если желаете, можете сосчитать сами.

Такая ситуация не могла не пойти на пользу мужчинам. Вспомним «Оскар» 2004 года. В борьбе за лучшую женскую роль как раз борьбы-то никакой: в соответствии с предсказаниями лондонских букмекеров «Оскар» берет Шарлиз Терон, старательно изуродовавшая себя ради роли проститутки-лесбиянки-убийцы в «Монстре». Как же не дать статуэтку, если девушка такое с собой сотворила? (Тут же возникла шутка, что «Оскара» больше заслуживал гример.) Зато в споре за мужской «Оскар» на победу равно претендовали Шон Пенн за «Таинственную реку», Джонни Депп за «Пиратов Карибского моря» и Билл Мюррей за «Трудности перевода». Прогрессивное человечество ставило на Деппа за отвязнейшую роль капитана-разбойника-самопиарщика по прозвищу Воробей. Выиграл в итоге Пенн. Билл Мюррей, прыгнувший в «Трудностях перевода» выше головы, обиделся настолько, что попытался покинуть зал. Еле остановили.

В этом году – та же ситуация.

Женский «Оскар» в отсутствии реальных конкуренток завоевывает Хилари Суонк, создавшая трагический образ девушки-боксерши в «Малышке на миллион». За мужской – настоящая рубка.

Если вы следите за кино, то можете возразить, что Джейми Фокс, изобразивший в фильме «Рэй» великого слепца-джазмена Рэя Чарлза, тоже победил предсказуемо – именно на него ставили упомянутые букмекеры. Что же, роль достойная. Вдобавок, Голливуд, наряду с женщинами, отводит вторые роли и афроамериканцам – и надо же им наконец что-то дать. К тому же, актерскую игру Джейми Фокса словно бы укрупнила сама по себе фантастическая музыка Рэя Чарлза.

Но посмотрите, кто Джейми Фоксу противостоял, и попробуйте сказать, что конкуренции не было: легендарный актер-режиссер Клинт Иствуд, у которого при четырех статуэтках за лучший фильм года и лучшую режиссуру так и нет актерского «Оскара». И два единственных современных актера, к которым подходит затасканное у нас, но точечно (по аналогии с «точечными ударами») используемое на Западе определение «культовые» (то есть те, у кого действительно много поклонников, причем «продвинутых»): Джонни Депп и Леонардо Ди Каприо. А Лео к тому же фантастически сыграл в «Авиаторе» знаменитого миллиардера-шизофреника-летчика-кинопродюсера Ховарда Хьюза.

Это что! Сколько качественных ролей осталось за кадром (все фильмы или уже вышли у нас и доступны на видео/DVD или скоро выйдут)! Дважды «оскароносец» Кевин Спейси изобразил в фильме «У моря» неизвестного нам, но знаменитого в Америке, рано умершего певца Бобби Дарина – этакого второго Тома Джонса. Причем спел за него все песни! Шон Пенн – это, возможно, лучшая роль года – сыграл в «Убийстве Ричарда Никсона» неудачника, который решил отомстить миру и еще в 70-е, до 11 сентября 2001-го и Бен Ладена, задумал устроить террористическую атаку на Белый Дом, обрушив на него захваченный авиалайнер. Наконец, очередную потрясающую работу продемонстрировал Джим Керри, которого только по недоразумению называют «резиноволицым» (мол, только кривляться и способен) – в трагикомическом, получившем «Оскар» за сценарий фильме «Вечное сияние чистого разума».

«Оскаровский» выбор говорит о неслучайности голливудского отстрела. Ясно, что отстреливают, например, тех, кто чересчур независим и демонстрирует свою нелюбовь и к Голливуду с его суетой и сплетнями – речь о Шоне Пенне, который говорил в интервью автору этих строк, что не получил бы и прошлогодний «Оскар» за «Таинственную реку», если бы не авторитет снявшего фильм Клинта Иствуда.

Но еще более поражает, что отстреливают тех, чей успех слишком ярок и вызывающ. Казалось бы, это противоречит интересам шоу-бизнеса. Но чем, как не сознательным отстрелом, объяснить, что «Авиатор» принес лишь вторую в жизни «оскаровскую» номинацию Леонардо Ди Каприо (после давней за фильм «Что гложет Гилберта Грейпа?» - но тогда Лео еще был никем)? Академики не заметили его работ ни в «Бандах Нью-Йорка», ни в «Поймай меня, если сможешь» - при том, что из «Банд» (это чтобы сильнее уязвить Лео?) был номинирован и в итоге победил Дэниел Дэй-Льюис, а из «Поймай» Кристофер Уокен. Лео не был номинирован даже за «Титаник», хотя принес фильму такую же славу, как и спецэффекты режиссера Джеймса Кэмерона.

Джонни Деппа академики вроде бы, наконец, заметили – но призов все равно не дают.

Не потому ли, что Депп вновь получил приз зрительских симпатий американской публики как лучший актер 2004-го – за «Тайное окно» и «Волшебную страну»? Или ему лицемерно не прощают давний погром с битьем мебели, который он учудил в президентском номере одного из нью-йоркских отелей, еще когда жил с моделью Кейт Мосс? (Этот случай отыгран в забавном фильме Вуди Аллена «Знаменитость». Вдвойне забавно, что как-бы-Деппа изобразил там - Ди Каприо!).

Остракизм, которому подвергают суперпопулярного Джима Керри – и вовсе, на мой взгляд, перешел границы скандала.

Ему не просто не дают заслуженный «Оскар», но даже не выдвигают на него уже третий раз – за необычные роли в «Шоу Трумана», «Человеке на Луне» и теперь «Вечном сиянии чистого разума». При этом Керри получил за «Шоу» и «Человека» главные награды американской кинопрессы – по «Золотому глобусу». Чтобы сильнее уязвить его, на «Оскар» за роль в «Чистом сиянии» выдвинули его партнершу по фильму Кейт Уинслет. Но ведь фильм держится именно на Керри!

А как заклевали сейчас Колина Фаррелла, который еще в «Телефонной будке» (человек с телефоном под прицелом снейпера-садиста) показал себя неординарным актером! За что? За то, что посмел в очень не банальном (отнюдь не таком паршивом, как пишут в Амернике) фильме «Александр» Оливера Стоуна изобразить Александра Македонского сложной личностью, в том числе гомосексуалистом.

Достается и женщинам, которые выходят за рамки. Шарон Стоун так и не простили ее смелой роли в “Основном инстинкте”: став после нее суперзвездой, Шарон почти не получала значимых предложений. А Мадонна?! По итогам каких-то опросов завистливые придурки окрестили ее “худшей актрисой XX века». Гениально: не было у XX века более плохих актрис – хотя одна давняя работа Мадонны в фильме «Отчаянно ищу Сьюзен» показала, что эта экс-итальянская экс-девушка не просто поп-манекен, а настоящая актриса. Но зачем долбать действительно плохих и бездарных, если, только критикуя персон уровня Мадонны, ты можешь сделать рекламу самому себе? Впрочем, все это суета. Давайте смотреть кино. Вот Депп, например, скоро появится в «Чарли и шоколадной фабрике» фонтанирующего фантазиями Тима Бёртона.



Источник: Madame Figaro, № 2, май 2005,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.